В Израиле расширяется раскол между светской и ультраортодоксальной общинами, что влияет не только на военное и экономическое благополучие государства, но и представляет реальную угрозу стабильности всего сионистского проекта, - сообщает Thecradle.
Ультраортодоксальная еврейская община Израиля, известная как харедим, является самым быстрорастущим сегментом населения страны. Этот демографический сдвиг происходит на фоне эскалации напряженности между светскими правыми и религиозно-националистическими группировками в Израиле. Стабильность коалиции премьер-министра Биньямина Нетаньяху шатается, особенно по таким спорным вопросам, как призыв харедим на военную службу.
По прогнозам, к 2030г харедим составят примерно 16 % населения государства. Растущая численность харедим вызвала широкие общественные дебаты о будущем направлении Израиля, включая согласование сегодняшней еврейской политики этнорелигиозной идентичности с изначальными израильскими устремлениями к либеральной демократии.
В 2018г израильский кнессет принял спорный закон "О национальном государстве", который официально провозгласил, что только его еврейские граждане имеют право на самоопределение. В свете этого закона организации Хьюман Райтс Вотч и Международная амнистия квалифицировали Израиль как режим апартеида.
Чтобы поддерживать идею государства, построенного на еврейском превосходстве, необходимо учитывать, что у евреев-харедим коэффициент рождаемости составляет 6,4 по сравнению со средним показателем евреев Израиля в 2,5. Таким образом ультраортодоксальная община помогает поддерживать демографический баланс, при котором израильтяне-евреи остаются явным большинством.
Экономические и военные вызовы
Однако в других отношениях ультраортодоксальная община Израиля потребляет значительную часть израильских ресурсов.
Например, рост численности харедим привел к жилищному кризису в их общинах. При этом безработный отец-харедим получает в среднем в четыре раза больше государственных субсидий, чем отец-нехаредим.
Уровень безработицы в общине в два раза превышает средний по стране, и только 14 % учащихся-харедим получают аттестат о среднем образовании по сравнению с 83 % школьников в государственных и государственно-религиозных школах.
Однако сегодня самым спорным аспектом отношений между ультраортодоксальными евреями и государством является освобождение первых от обязательной военной службы.
В первые годы существования Израиля это освобождение было предоставлено только нескольким сотням учащихся ешивы (еврейской религиозной школы).
Однако в 1977г премьер-министр Израиля Менахем Бегин распространил освобождение от военной службы на всю общину харедим, вызвав спор в обществе, поскольку все остальные еврейские граждане Израиля обязаны служить в армии.
Отсутствие вклада харедим в национальную экономику и вооруженные силы в сочетании с их чрезвычайными финансовыми привилегиями из государственной казны сделало их "самым ненавистным народом в Израиле".
Политическое влияние и правовые реформы
Несмотря на враждебность общественности, ультраортодоксы чрезвычайно важны для программы незаконных поселений Израиля и сейчас занимают влиятельные посты как в национальном, так и в местном правительстве. Примерно треть всех поселенцев на Западном берегу составляют харедим, и такое же количество распределено по всему оккупированному восточному Иерусалиму.
Политическое влияние харедим выросло настолько, что на общенациональных выборах 2022г политическая фракция харедим "Шас" получила 11 мест в израильском кнессете, став третьим по величине компонентом правительственной коалиции.
Общественное беспокойство еще больше усугубилось успехом ультраортодоксальных партий на выборах в городской совет Иерусалима.
Поэтому неудивительно, что после победы Нетаньяху на выборах, он начал кампанию противоречивых правовых реформ, которые могут превратить светскую модель правления Израиля в теократическую.
Будучи представлеными в местных и национальных органах власти, ультроортодоксы сегодня способны влиять на каждое социальное, политическое и военное решение Израиля.
Воинская повинность или исход
Вопрос в воинской повинности достиг апогея. В конце марта Верховный суд Израиля постановил, чтобы ультраортодоксальным евреям предоставлялись государственные субсидии на изучение религии с одновременным их призывом в армию. Нет призыва - нет финансирования.
Постановление Верховного суда вызвало бурю негодования среди харедим, которые поклялись не исполнять его в части службы в армии.
Ещё до его издания главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф пригрозил, что харедим вообще покинут Израиль, если их принудят к военной службе.
Правила харедим не поощряют службу в армии Израиля вплоть до того, что отступники могут быть де-факто отлучены от общины. Их даже будут игнорировать собственные семьи.
Однако для евреев-харедим, решивших нарушить социальные нормы и вступить в армию, на Западном берегу был создан специальный боевой батальон под названием "Нецах Иегуда".
Решение Верховного суда, вынесенное 1 апреля, то есть менее чем за 24 часа до истечения крайнего срока продления срока освобождения от призыва на военную службу, фактически положило конец финансированию обучения талмуду, 50 000 студентов дневной формы, что побудило 18 старших раввинов "Шас" подписать письмо, осуждающее этот шаг.
В письме говорится: "Нас ничто не удержит от того, чтобы отправиться в тюрьму", и утверждается, что принудительная воинская повинность является заговором с целью уменьшить соблюдение ультраортодоксального иудаизма.
Огромные экономические потери Израиля в связи с войной в Газе, частичная блокада судоходства Йеменом и ежедневные военные операции ливанской "Хезболлы" на севере значительно подорвали финансовые ресурсы Тель-Авива.
В последние годы стоимость поддержания субсидий только для ультраортодоксальных студентов ешивы резко возросла до $ 136 млн в год, что является веским аргументом для израильской оппозиции прекратить финансирование.
Судьба правительства Нетаньяху
Продолжающиеся дебаты по поводу призыва харедим достигли критической стадии, создавая потенциальные риски для руководства Нетаньяху и стабильности его шаткой коалиции.
Бенни Ганц из Партии национального единства выдвинул ультиматум: уйти из правительства, если будут приняты льготы для харедим. Его угрозы заставляют Нетаньяху в разгар региональной войны и в условиях хрупкого правительственного единства балансировать при проведении внутриполитической линии.
Нетаньяху стоит перед суровым выбором: заручиться поддержкой своих партнеров по коалиции харедим, сохранив их освобождение от военной службы, или уступить всем остальным в стране и принудить харедим к призыву на военную службу.
Раскол, угрожающий государству
Этот вопрос также вылился в растущую вражду между светскими и религиозными группировками Израиля. Если харедим не пойдут в армию - это означает, что по меньшей мере 40 % владельцев израильских паспортов, включая как ультраортодоксов, так и палестинцев 1948 г.р, которые традиционно не служат в армии, будут освобождены от военной службы.
Вместе с тем, 45 % еврейского населения Израиля идентифицируют себя как светские или нерелигиозные, что подчеркивает четкое разделение израильского общества с точки зрения религиозных иудейских обрядов.
Политическое восхождение харедим сегодня бросает вызов традиционному сионистскому видению светского еврейского этногосударства.
Харедим испытывают глубокое отвращение к интеграции в современную капиталистическую экономику в рамках государства, которое стремится быть одновременно еврейским и демократическим.
Это поднимает важные вопросы о практичности сионизма, поскольку он противостоит реалиям разнообразного и развивающегося израильского общества.
Более того, противопоставление все более религиозного израильского правительства - на фоне населения, включающего почти такое же количество палестинцев, - подчеркивает внутренние противоречия внутри концепции "еврейской демократии".
Основы Израиля будут продолжать сотрясаться по мере того, как светские ультранационалисты выступают против религиозных правых, возглавляемым Нетаньяху.
Сейчас Израиль шатается под давлением многофронтовой региональной войны, с которой он никогда не сталкивался за свою короткую историю.
Однако именно внутренняя проблема харедим сегодня представляет самую большую экзистенциальную угрозу для всего сионистского проекта.
0 comments