Существует глубокое разделение между сионистскими защитниками Израиля с одной стороны, и светскими и религиозными евреями, с другой, которые отвергают сионизм и, следовательно, саму идею отдельного государства для евреев, - считает Yakov M. Rabkin.
Большинство же евреев находятся где-то посередине. В течение многих лет они съеживались от действий Израиля, не подвергая, однако, сомнению этнократическую природу израильского государства. Для них “право Израиля на существование” священно, потому что они боятся, что единственной альтернативой является физическое уничтожение израильских евреев.
Хотя большинство из них живут в либеральных демократических странах, им трудно представить, что Израиль может изменить свою природу, как это сделала Южная Африка несколько десятилетий назад, и стать либеральным государством с равными правами для всех на всей территории между Средиземным морем и рекой Иордан, находящейся под контролем Израиля.
Нападение Израиля на Газу заставило многих евреев по всему миру, особенно молодежь, отказаться от любой ассоциации с государством Израиль и осудили месть Израиля после нападение ХАМАС 07.10.2023г.
Особенно активно евреи выступают против насилия в Газе в США. Сотни протестующих закрыли центральную радиостанцию Нью-Йорка, требуя немедленного прекращения огня.
Неделей ранее евреи, закутанные в молитвенные платки, устроили сидячую забастовку в Конгрессе США в Вашингтоне. После требования прекратить насилие они открыли молитвенники и начали читать древние слова, которые поддерживали евреев на протяжении поколений.
Всего несколько дней назад евреи развернули у подножия Статуи Свободы в Нью-Йорке плакаты с надписью “Палестинцы должны быть свободны”.
Антисионистские ультраортодоксальные евреи сжигали израильские флаги во время своих протестов по всему миру. Они верят, что сионистское государство - это не просто "присвоение" их еврейских символов и идентичности, но и основополагающая причина кровавого конфликта, в котором страдают невинные евреи и палестинцы.
Действительно, Израиль - сионистское государство. Называя его еврейским, вы только создаете путаницу, ему трудно дать определение..
Израиль воплощает европейский этнический национализм, сформировавшийся в конце 19-го века, а не иудаизм, который развивался тысячелетиями.
С самого начала сионисты презирали евреев и иудаизм, поскольку стремились вывести новый вид: бесстрашного еврейского фермера-воина. Они преуспели сверх своих самых смелых мечтаний. Израиль построил мобилизованное общество и мощную высокотехнологичную военную машину.
По мере того как израильское общество неуклонно смещалось вправо, оно укрепляло поддержку правых экстремистов и расистов по всему миру, включая антисемитов, таких как сторонники превосходства белой расы в Соединенных Штатах.
Израиль является последней колонией поселенцев. Родезия и Алжир стали уже далеким воспоминанием. Южная Африка освободилась от официального апартеида. Поселенцы в Северной и Южной Америке и Океании совершали геноцид против аборигенов в 19-м веке,
Израиль начал массовые этнические чистки довольно поздно, только в 1947 году. Некоторые, например, израильский историк Бенни Моррис, который задокументировал это, сожалели, что сионисты не довели дело до конца, как белые американцы, аргентинцы или австралийцы, которые уничтожили большую часть местного населения. Сейчас под контролем Израиля находится примерно равное количество палестинцев и евреев, но большинство палестинцев не имеют политических прав.
Многие евреи, как в Израиле, так и в других местах, пытались примириться с противоречиями между иудаизмом, которого они исповедуют, и захватившей их сионистской идеологией.
В Израиле пустила корни новая разновидность иудаизма: национальный иудаизм, "дати-леуми" на иврите. Для некоторых евреев эта новая вера смягчает эти противоречия.
Среди его самых ярых последователей являлся убийца премьер-министра Ицхака Рабина, пытавшегося найти компромисс с палестинцами.
Национальный иудаизм также является идеологией многих поселенцев-мстителей, которые с начала войны в Газе усилили притеснения, отнимали собственность и убивали палестинцев на Западном берегу. Вооруженные линчеватели гордятся тем, что дополняют действия израильской армии танками, бомбами и ракетами в Газе.
Довольно многие евреи сейчас задаются вопросом, “хорошо ли для евреев это отдельное для евреев государство, хронически порождающее насилие”. Запоздалость этого вопроса отражает успех маскировки Израиля под “еврейское и демократическое государство”, теоретический и идеологический оксюморон. Бомбардировки Газы пробили эту пропагандистскую ширму и обнажили характер Израиля как воинственной колонии поселенцев, жертвы собственной практики изоляции и угнетения.
Многие евреи осуждают эту практику, потому что она противоречит всему, чему учит иудаизм, особенно основным ценностям смирения, сострадания и доброты. Они понимают, что те евреи – по правде говоря, подавляющее большинство из них, – которые отвергли сионизм более века назад, возможно, были правы.
Другие евреи оказываются в эмоциональном затруднении. Глубоко опечаленные нападением ХАМАС на Израиль и столь же подавленные неумолимым ответом Израиля, они также обеспокоены всплеском антиеврейских настроений вокруг них.
Смертоносная атака ХАМАС показывает, как вытеснение Израилем палестинцев и их угнетение порождают ненависть. Следовательно, это подвергает физической угрозе евреев в Израиле. Последующее убийство тысяч палестинцев в Газе ставит под угрозу евреев как в Израиле, так и в других местах. При этом трагическое убийство шестилетнего американского палестинца показал, что мишенями также становятся мусульмане .
Когда Израиль заявляет, что является государством всех евреев, это превращает их в заложников государственной политики и действий. Когда организации еврейской общины заявляют: “Мы на стороне Израиля!”, они действуют как доверенные лица Израиля, а не представители евреев. Если быть более точным, они представляют тех евреев, чья идентичность стала в основном политической: верующих в Израиль.
Израиль и сионизм давно поляризовали евреев. Хотя евреи во всем мире в значительной степени разделены между этими “сторонниками Израиля прежде всего" и теми, кто осуждает Израиль, ни один из лагерей не влияет на действия Израиля.
Они сродни фанатам, болеющих за ту или иную сторону, наблюдающих со стороны за развитием ситуации. Обвинять евреев в действиях Израиля и нападать на них неправильно и антисемитично. Это также укрепляет основное утверждение сионистов о том, что евреи могут быть в безопасности только в Израиле.
Еще неизвестно, удастся ли когда-нибудь устранить трещину между теми, кто твердо придерживается еврейской моральной традиции, и новообращенными в этнический национализм. Каким бы судьбоносным ни был этот перелом он не окажет воздействие на Израиль, которого гораздо больше поддерживают христиане-евангелисты, чем евреев.
Массовые протесты по всему миру пока не повлияли ни на мстительное насилие израильтян в Газе, ни на поставки американского оружия для его поддержки. Есть причины для отчаяния.
Однако иудейская традиция призывает евреев продолжать действовать, даже в, казалось бы, безнадежных обстоятельствах: “В ваши обязанности не входит доводить дело до конца, но и вы не вправе отказаться от него...” (Пирке Авот 2: 16) Вот почему многие евреи остаются на переднем крае борьбы против бессмысленного насилия Израиля. Но когда насилие прекратится, многие поймут, что их протесты освободили их от эмоциональной удавки Израиля.
Это освобождение от сионистского государства наблюдалось в самых разных еврейских общинах, ашкеназских и сефардских, строго соблюдающих каноны, и более либеральных.
Ультраортодоксальный критик Израиля, обычно настроенный враждебно к реформистскому иудаизму, хвалит раввина-реформатора за слова "в поддержку справедливого мира с палестинцами, поскольку те, кто этого не делают - предают тысячелетние еврейские ценности".
Вооруженный ядерным оружием Израиль угрожает не только палестинцам и евреям. Это грозит Армагеддоном для региона и "вариантом Самсона" для всего мира. Апокалиптические сценарии могут сработать, если израильское правительство решит, что страна не может справиться с экзистенциальной угрозой. Это может означать не только угрозу физического уничтожения, но и надвигающийся конец институционализированного господства израильских евреев над палестинцами, конец этнократии.
Однако надежда на благоприятный исход не угасла. Чтобы израильтяне и палестинцы могли мирно жить бок о бок, необходимо изменение структуры сионистского государства.
Они знают, что цикл смертей прекратится только тогда, когда все жители Святой Земли будут пользоваться равными правами и будут заинтересованы в политическом соглашении, которое будет достигнуто (одно государство, два государства или что-то еще).
Автор Yakov M. Rabkin (Яков М. Рабкин), автор книг “Угроза изнутри: столетие еврейской оппозиции сионизму” и “Что такое современный Израиль?”, является почетным профессором истории и сотрудником Центра международных исследований Монреальского университета (CERIUM). Его e-mail yakov.rabkin@umontreal.ca
0 comments