Хотя талибы вновь пришли к власти в Афганистане, они вернулись в довольно неподходящее время. За последние несколько лет исламистские правительства потеряли власть на Ближнем Востоке и в Африке, потеряли поддержку в Турции и не смогли продвинуться в Юго-Восточной Азии, - сообщает Quillette.
Исламизм когда-то считался силой во всем мусульманском мире, его сторонники часто выступали против коррумпированного и некомпетентного светского руководства мусульманских стран. В более авторитарных государствах мечети регулярно служили одним из немногих "безопасных мест", где граждане могли выразить свое разочарование состоянием общества.
Многие исламистские группировки продолжают пользоваться народной поддержкой, заполняя пробелы неадекватных систем социального обеспечения, предоставляя свои собственные социальные услуги, включая школы и больницы.
Проблема в том, что, как только исламистам удается прийти к власти, они часто оказываются неспособными выполнить свои обещания. Исламистские правительства часто были, в лучшем случае, некомпетентными и отсталыми, как это было в арабском мире. В худшем случае - экономически катастрофическими, как это было в Турции и Судане.
В более консолидированных демократических странах Малайзии и Индонезии исламистские движения являются раздробленными и раздираемыми внутренними разногласиями их чрезмерно амбициозных лидеров. Талибан смог вернуться, но было бы ошибкой преувеличивать мощь исламистских движений по всему миру.
Прискорбное правление исламистов на Ближнем Востоке и в Северной Африке
Неспособность исламистов добиться перемен и эффективного управления ярко проявилась с падением умеренной исламистской партии "Ан-Нахда" в Тунисе 25 июля 2021 года. Тогда президент Туниса Каис Саид призвал уволить премьер-министра и приостановить работу парламента, в котором "Ан-Нахда" была крупнейшей партией. Падение исламистского правительства было поддержано общественностью. Всего за день до приостановки Саидом работы парламента страну охватили антиправительственные протесты с требованием роспуска парламента. Группы в городах Кайруан и Сус штурмовали местные офисы "Ан-Нахды" и срывали транспаранты. В городе Тозер был подожжен штаб-квартира партии.
Захват власти Саидом осуждается почти всеми политическими партиями и организациями гражданского общества в Тунисе, считая, что он совершил государственный переворот. Он воспользовался ростом общественного недовольства из-за стагнирующей экономики, политического паралича и неумелых антиковидных действий. Во время переворота в Тунисе была зафиксирована самая высокая в Африке смертность на душу населения от ковида. Вакцинировано только 8 % жителей.
Экономическая деятельность в важнейшем туристическом секторе страны была ограничена. Малый бизнес пострадал и не получал государственной поддержки. Уровень безработицы вырос до 18.4 %. Большая часть вины за эти ухудшения были возложены на партию "Ан-Нахда".
"Ан-Нахда" пришла к власти в 2011 году во время Тунисской революции, свергнув сильного президента Зин Эль-Абидин Бен Али. Партия огорчила своих сторонников из-за неспособности осуществить социально-экономические изменения.
Тем временем в Марокко другая умеренная исламистская партия "Партия справедливости и развития" (ПСР), была отстранена от власти через избирательную процедуру. ПСР потерпела сокрушительное поражение, потеряв около 90 % мест в парламенте. Что важно, в отличие от Туниса, Марокко справился с пандемией относительно хорошо.
Как и их тунисских коллег исламскую ПСР погубила потеря доверия среди избирателей. Партия проводила политику, которая откровенно противоречила ее консервативным принципам, включая экономическую либерализацию и легализацию каннабиса. Особенный гнев как религиозных, так и светских избирателей, вызвала нормализация отношений с Израилем.
В Турции Эрдоган со своей исламистской партией также потерял поддержку населения. Экономику страны охватил особо тяжелый валютный кризис, который Эрдоган устроил сам. Потребительские цены подскочили в декабре 2021 года на 36,1 %. Уровень инфляции составляет 21,3 %.
Из-за экономической стратегии Эрдогана по поддержанию чрезвычайно низких процентных ставок турецкая лира потеряла около 44 % своей стоимости по отношению к доллару США. Результаты для обычных турок были катастрофическими — ВВП на душу населения снизился до уровня 2009 года, в то время как около 3,2 миллиона турок оказались в нищете. Турки теперь покупают iPhone в качестве инвестиций, который всего за несколько часов может взлететь в цене.
Эрдоган борется с высокой инфляцией путем снижения процентных ставок, ссылаясь на заповеди Корана, запрещающие ростовщичество.
Стремясь к независимости центрального банка, Эрдоган с 2019 года уволил трех управляющих ЦБ, а в октябре - еще трех. Эрдоган одинок в этом направлении мышления, поскольку большинство центральных банков, действующих в мусульманском мире, продолжают использовать ростовщичество.
Турция рискует превратиться в еще одну Венесуэлу. Эрдогана все чаще осуждают за его безрассудную денежно-кредитную политику. Новая схема сбережений, объявленная в декабре 2021 года для сохранения лиры, не оказала существенного влияния на ситуацию и турки в попытке защитить свои сбережения вкладываются в иностранную валюту .
Исламизм в Судане продемонстрировал "окончательный упадок"
Судан стал свидетелем самого впечатляющего провала проекта исламизации в мусульманском мире. В апреле 2019 года мирное народное восстание привело к падению диктатора Омара аль-Башира, а вместе с ним и 30-летнего авторитарного правления Исламистской партии Национального конгресса (ПНК).
В 2018 году резкий рост цен на хлеб, вызванный сокращением правительством субсидий на муку, вызвал массовые протесты, которые снесли бесхозяйственный и коррупционный режим аль-Башира. Интересно, что подавляющее большинство участников восстания были моложе 30 лет, что свидетельствует о том, что даже те, кто вырос в условиях исламистского режима, отвергают его ценности.
Современные корни суданского исламизма можно проследить до "Братьев-мусульман" в Египте. В Судане восхождение "Братьев-мусульман" к политической власти произошло в 1977 году, когда они объединились с тогдашним президентом Джафаром Нимейри. Это позволило исламистам проникнуть в государственные институты Судана и ввести шариат в судебную систему страны. Нимейри был свергнут в апреле 1985 года, а последовавшая за этим краткая политическая либерализация позволила возглавляемому Братьями-мусульманами Национальному исламскому фронту (НИФ) укрепить свои позиции.
В июне 1989 года группа исламистски настроенных военных офицеров во главе с бригадным генералом Омаром аль-Баширом свергла тогдашнее гражданское правительство и установила военную хунту. Поддержав аль-Башира, НИФ использовал свою возросшую власть для дальнейшей активизации исламизации Судана.
Период с 1989 по 1996 год стал пиком исламистского правления в Судане, когда по всей стране была введена более жесткая версия шариата, которая служила базой для радикальных групп со всего мира. С 1991 по 1996 год страну часто посещал Усама Бин Ладен.
Однако медовый месяц между аль-Баширом и исламистами оказался временным. В 1999 году аль-Башир бросил в тюрьму Хасана аль-Тураби, лидера НИФ (тогда уже ПНС) и главного идеолога исламистского движения, что способствовало расколу внутри исламистского движения.
Экономическая ситуация в Судане продолжала ухудшаться, особенно после обретения в июле 2011 года независимости Южным Суданом, в результате чего Судан внезапно лишился подавляющего большинства своих нефтяных месторождений и почти 60 % налоговых поступлений.
Введение шариата в Судане разожгло вооруженное сопротивление на христианском и анимистическом юге против Хартума. Все это привело к свержению аль-Башира в апреле 2019 года и замене его режима Переходным военным советом до выборов в 2022 году.
Крах режима аль-Башира стал сокрушительным ударом по могуществу исламистов. Исламистская партия была запрещена, ограничительные законы для женщин были отменены. В июле 2020 года были также отменены публичная порка и наказание за вероотступничество, разрешен ввоз и потребление алкоголя не мусульманами.
Кроме того, в октябре 2020 года было подписано Мирное соглашение в Джубе, в котором было подтверждено обязательство правительства Судана покончить с верховенством исламского права.
25 октября 2021 года суданские военные совершили очередной государственный переворот, поместив нынешнего премьер-министра переходного периода Абдаллу Хамдока под домашний арест и заключив в тюрьму членов кабинета министров и других правительственных чиновников. В дальнейшем он был освобожден, оставив военных под своим единоличным контролем. В настоящее время ООН пытается провести переговоры между основными заинтересованными суданскими сторонами.
В итоге попытки исламистов преобразовать суданское общество в соответствии с нормами шариата привели лишь к непрекращающимся войнам на периферии Судана, тем самым подрывая легитимность исламистов в глазах молодого населения Судана.
Сложные пертурбации происходят с исламскими партиями и движениями в Юго-Восточной Азии, включая Малайзию и Индонезию. Их влияние неуклонно уменьшается. Поэтому не стоит преувеличивать силу исламистов.
Однако это не означает, что исламизм полностью утих в мусульманском мире. Нисколько. Во многих странах исламистские партии остаются мощными, хорошо организованными и обладающими большими мобилизационными возможностями. В таких случаях, как Судан, еще слишком рано говорить о том, действительно ли исламисты были побеждены, поскольку они вполне могут цепляться за власть. Врожденный консерватизм многих мусульманских стран, несомненно, обеспечит исламу видную роль в их политической динамике в будущем. Кроме того, в таких странах, как Малайзия и Индонезия, явление исламизации часто происходило скорее на институциональном уровне (например, в системе образования), чем в результате успеха исламистских партий на выборах.
Однако было бы ошибкой и преувеличивать силу исламистов или предполагать, что политический ислам является своего рода непреодолимой силой в мусульманском мире. В Тунисе, Турции и Малайзии исламистские партии в конечном итоге оказались неспособными осуществить обещанные изменения или обеспечить материальное процветание, подорвав свою базу поддержки, не оправдав ожиданий своих избирателей и (в некоторых случаях) попытавшись перейти к политическому прагматизму (например, "Ан-Нахда" в Тунисе).
Исламизм как идеология может быть отличным средством мобилизации людей, но это не обязательно приводит к эффективному управлению, как было доказано снова и снова. В более консолидированных демократических странах Малайзии и Индонезии исламистские движения часто остаются разделенными.
Также мы не должны предполагать, что исламисты не столкнутся с противодействием. В Тунисе большая светская часть населения вынудила "Ан-Нахду" умерить свои позиции, в то время как в Индонезии исламизм сдерживали плюрализм и мощное гражданское общество.
За последние десятилетия неспособность светских авторитарных лидеров во всем мусульманском мире обеспечить благое управление и оправдать материальные ожидания своих народов обрекла их режимы на гибель и привела к их окончательной замене исламистами. И все же, будучи не в состоянии добиться того же, власть исламистов вполне может подойти к концу.
Автор Имран Саид (Imran Said) - независимый писатель, в настоящее время проживающий в Куала-Лумпуре (Малайзия).
0 comments